Ленточный шрифт по клеткам

Ленточный шрифт по клеткам

Разделы: МХК и ИЗО

Мной создана модифицированная программа “Искусство шрифта на уроках ИЗО” по развитию оформительских навыков и умений выполнять шрифтовые работы в рамках стандартных программ по изобразительному искусству (1-9 классы) под редакцией Неменского Б.М. и Кузина В.С. В системе блоков-заданий отражаются все ступени познавательной и практической деятельности учащихся по овладению как основными, теоретическими знаниями, так и практическими навыками в оформительско– дизайнерской работе. Предлагаемый блок уроков – один из многих, включённых в эту программу.

В блок входит 4 урока, логически связанных и последовательно развивающих тему “Искусство шрифта”.

1 часть блока: “Изучение рисованного шрифта на основе прямоугольника”

2 часть блока: “Выполнение страниц “Книги пословиц” с использованием этого шрифта”

Конспекты уроков

Тема 1 части блока уроков: “Шрифт рисованный оформительский на основе прямоугольника”

Содержание: Выполнение образца шрифта – алфавита и цифр для его дальнейшего творческого использования каждым учеником.

Задачи:

  • Сообщить новые знания о шрифтах. Познакомить с новым видом шрифта.
  • Закрепить навыки работы с чертёжными инструментами (линейкой, угольниками), с простым карандашом.
  • Учить грамотно пользоваться выразительными возможностями фломастеров, цветных карандашей, мелков, гелевых ручек.
  • Развивать глазомер, внимание, аккуратность, сосредоточенность, быстроту реакции, умение работать вместе и вслед за учителем(развивать навык репродуктивной работы).
  • Развивать фантазию и умение творчески решать поставленные задачи.

Оборудование и материалы

Для учителя:

  • Мел, доска, чертёжные инструменты (линейка, угольники).
  • Готовые образцы шрифта.
  • Образцы, наглядно показывающие последовательность выполнения работы.
  • Детские работы с ошибками и недочётами и выполненные верно.
  • Презентация по теме уроков блока ( Приложение 1).
  • Для учеников:

  • Лист плотной рисовальной бумаги А4.
  • Чертёжные инструменты (линейка, угольники).
  • Простой карандаш.
  • Ластик.
  • Фломастеры.
  • Цветные карандаши.
  • План работы

    1. Построить сетку для основной группы букв шрифта (простой карандаш).
    2. Прорисовать основную группу букв (простой карандаш).
    3. Прорисовать широкие буквы, начертив для них отдельные “клетки” (простой карандаш).
    4. Прорисовать цифры (простой карандаш).
    5. Обвести контуры букв толстой линией (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка, мелок).
    6. Выполнить декоративное цветовое решение работы (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка, мелок).

    На первом уроке первой части блока ученик занят в основном репродуктивной изобразительной деятельностью, реализуя установку учителя “Делай, как я!”. Выполняется линейный рисунок шрифта-алфавита на основе прямоугольника.

    На втором уроке первой части блока идёт в основном творческая работа по декоративному оформлению изучаемого шрифта.

    1 час время 2 час время
    Организационный момент 3 мин. Организационный момент 3 мин.
    Беседа – инструктаж. Демонстрация образцов, примерных работ, детских работ по теме.

    7 мин. Беседа – инструктаж. Демонстрация образцов, примерных работ, детских работ по теме. Краткий анализ типичных ошибок в выполненных композициях. 5 мин. Практическая работа учащихся. Репродуктивная фронтальная работа вслед за учителем. Линейный рисунок композиции “алфавит” шрифтом на основе прямоугольника. 30 мин. Практическая работа учащихся над декоративным решением композиции “алфавит”. Устранение недочётов и ошибок, выявленных в процессе анализа. Выполнение цветового решения листа , его декоративное завершение. 30 мин. Итог урока. Обобщение выполненного за урок, анализ типичных ошибок, выделение положительных моментов. Домашнее задание. Принести материалы для цветового исполнения замысла. 5 мин. Итог урока. Обобщение выполненного за урок, анализ типичных ошибок, выделение положительных качеств работ. Общая оценка работы класса. Выставка работ. 7 мин.

    Подробный инструктаж по выполнению работы

    1. Выполнение сетки для букв.

    Лист располагаем длинной стороной к себе. Сверху от края листа отступаем 2 см и проводим горизонтальную линию вдоль всего листа. Все линии построения сетки выполняем тонкими линиями, не нажимая на карандаш. От первой горизонтали отступаем вниз 2,5 см и проводим вторую горизонталь, далее, отступив 1 см , проводим третью горизонтальную линию. Продолжаем расчерчивать лист, отступая по очереди то 2,5 см , то 1 см. Таким образом нужно расчертить весь лист сверху донизу.

    Слева от края листа отступаем 2 см и проводим вертикальную прямую вдоль всего листа. От этой вертикали отступаем вправо ещё 2 см и проводим вторую линию, параллельную первой. Третью вертикальную линию проводим на расстоянии в 1 см от второй. Далее чередуем отрезки в 2 см и 1 см до конца листа. Выполнив разметку, проводим все вертикали тонкими сплошными линиями.

    Перед началом работы нужно обязательно напомнить ребятам о правилах и приёмах проведения параллельных линий.

    Прочертив вертикали и горизонтали, мы выполнили первый этап работы – сетку для рисования букв шрифта. Теперь наступило время для беседы о дальнейшей работе.

    2. Выполнение рисунка букв и цифр.

    Анализируем приёмы выполнения изучаемого шрифта, обращаем внимание на его особенности и отличительные признаки. Выделяем основные элементы, с помощью которых простой прямоугольник превращается в узнаваемую всеми букву. Таких элементов немного. В данном случае, это следующее: полукруглые и круглые вырезы, повторяющихся конфигурации и размеров. Обращаем внимание на то, что буквы есть широкие и нормальной ширины.

    Буквы первой группы – буквы нормальной ширины – самые многочисленные. В этой группе 26 букв. Буквы Ё и Е, как и буквы И и Й можно совместить в одной для ускорения работы, тогда понадобится только 24 клетки шириной 2 см.

    Читайте также:  Как в компасе сделать нижний индекс

    А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я.

    Букву Т даём в двух вариантах написания, а буквы Ш и Щ из второй группы можно тоже совместить в одну.

    Вторая группа букв – широкие буквы. Их всего 7.

    Цифры выполняем в отдельном ряду. Они нормальной ширины. Только цифра 1 уже остальных в два раза.

    Анализируя образцы, обращаем внимание детей на условия, выполнение которых гарантирует им успех в работе, её эффектный внешний вид в итоге. Правила эти таковы:

    Чтобы шрифт хорошо читался, а буквы были узнаваемы, необходимо чётко и ярко выделить контур каждой из них толстой ясной линией.

    Для создания впечатления единого стиля в оформлении данного вида шрифта необходимо выполнять все формообразующие элементы одинаковыми по размеру и форме.

    3. Декоративное цветовое решение композиции

    После выполнения линейного рисунка алфавита и цифр, приступают к последнему этапу – цветовому решению, к декоративной работе.

    Именно этот этап работы в данном задании является наиболее творческим, где позволено выбирать цвет, декор, материалы, фактуру.

    Возможно просто обвести буквы одним цветом, можно – многими, Можно их заштриховать, затонировать, придумать интересную фактуру, геометрический узор, орнаменты , придумать для каждой буквы свой наряд , используя какие-то декоративные приёмы, штрихи и т . д. Словом, здесь простор для творчества и антазии открывается боьшой.

    Декоративное решение композиции оценивается отдельной отметкой. Выполнение последнего этапа предваряется демонстрацией различных декоративных приёмов и показом большого количества вариантов выполнения этого задания. чтобы пробудить фантазию детей и желание сделать яркую эффектную работу.

    Анализируя работы учеников в конце урока обращаем внимание прежде всего на положительное. Ошибки и недостатки в рисунках учитель просит найти сначала самих детей. Только потом , если ребёнок затрудняется, указывает на ошибку сам. В ходе уроков нужно привлекать к анализу самих учащихся, следует учить их обнаруживать свои ошибки и видеть ошибки в рисунках других, но сам тон беседы должен быть тактичным и доброжелательным.

    Можно провести игру “Учитель – ученик”. Дети оценят работы друг друга, поменявшись ими с соседями по парте. Можно попросить их оценить свою работу , сопоставив результат с требованиями, которые им известны, напомнив им критерии оценки, которыми руководствуется учитель. В конце урока рисунки сдаются на проверку, дети покидают класс.

    Необходимо отметить, что этот лист со шрифтом-алфавитом потом обязательно возвращается каждому ученику в качестве справочного пособия, так как следующей частью блока будет задание с использованием этого шрифта в оформлении страницы из “Книги пословиц”.

    Тема 2 части блока уроков: “Оформление страницы для “Книги пословиц””.

    Оформление эскиза страницы “Книги пословиц” с использованием изученного на предыдущих уроках рисованного шрифта на основе прямоугольника. Компоновка на листе текста выбранной пословицы и декоративное решение листа.

    Общие цели и задачи:

  • Закрепить умение рисовать изученный шрифт.
  • Развивать чувство композиции, умение равномерно, грамотно и красиво размещать элементы рисунка на листе.
  • Формировать чувство стиля при декоративном решении задания.
  • Развивать умение чувствовать пропорциональные соотношения, умение работать чертёжными инструментами, умения сравнивать, измерять. Рассчитывать, развивать глазомер.
  • Воспитывать чувство целого, умение следовать выбранному стилю, работать в рамках заданных ограничений.
  • Развивать творческое начало, оригинальность мышления.
  • Закреплять навыки работы фломастерами, цветными карандашами, мелками и другими графическими материалами по выбору учащихся.

    • Выполнение эскиза текстовой надписи пословицы на листе А4 простым карандашом линейно.
    • Выполнение эскиза страницы в цвете, дополнение рисунка декоративными элементами, рамкой, Декоративное решение листа с использованием различных графических материалов по желанию учащихся. Рекомендуются фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки, мелки, хотя возможно использование красок, туши и других материалов.

    Оборудование и материалы

    Для учителя:

  • Образцы детских работ.
  • Наглядные пособия с поэтапным показом выполняемого задания.
  • План, инструкция по исполнению работы.
  • Чертёжные инструменты для работы у доски (линейка, угольники), мел.
  • Презентация по теме (Приложение 1).
  • Для учащихся:

  • Лист плотной альбомной бумаги А4
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Линейка, угольники
  • Работа предыдущего урока по теме “Шрифт-алфавит на основе прямоугольника”, используемая в качестве справочного пособия каждым учащимся.
  • Фломастеры, цветные карандаши, мелки и др.
  • 1 час
    время
    2 час
    время

    Организационный момент
    3 мин.

    Организационный момент
    3 мин.

    Беседа-инструктаж. Демонстрация образцов, примерных работ, детских работ по теме.

    Беседа – инструктаж. Демонстрация образцов, примерных работ, детских работ по теме. Краткий анализ типичных ошибок в выполненных композициях.

    Практическая работа учащихся с индивидуальными текстами. Расчёты, компоновка текста и декоративных элементов на листе. Консультации учащихся по запросу, помощь каждому в индивидуальном порядке.

    Практическая работа учащихся с индивидуальными текстами. Устранение недочётов и ошибок , выявленных в процессе анализа. Выполнение цветового решения листа с текстом пословицы, его декоративное завершение.

    Итог урока. Обобщение выполненного за урок, анализ типичных ошибок, выделение положительных моментов. Домашнее задание. Принести материалы для цветового исполнения замысла.

    Итог урока. Обобщение выполненного за урок, анализ типичных ошибок, выделение положительных качеств работ. Общая оценка работы класса. Выставка листов из получившейся “Книги пословиц”. Формирование общей книги или папки со всеми работами данного класса.

    Эта “Книга пословиц” может быть использована на внеклассных мероприятиях посвящённых русской культуре, народным праздникам, на уроках русского языка и т. п.

    План работы

  • Выполнение предварительных мини-эскизов композиции. Подсчёт количества букв, слов и их расположение.
  • Размещение строк на листе.
  • Размещение слов в строчках.
  • Прорисовка букв в сетке.
  • Дополнение листа декоративными элементами.
  • Оформление рамки.
  • Декоративное цветовое решение листа.
  • Выставка листов. Обсуждение. Собирание “Книги пословиц”.
  • Подробная инструкция по выполнению практической работы “Линейный рисунок композиции текста пословицы”

    II. Составление композиции листа. Линейный рисунок.

  • Прочитать текст. Сосчитать количество букв, слов, знаков препинания. Решить, сколько строчек будет занимать текст, как будут располагаться строки, какой высоты и ширины будут буквы текста. Желательно сделать наброски будущей композиции на обратной стороне листа, выполнить несколько вариантов, выбрать лучший.
  • Разметить строки-полосы на листе. Обратить внимание на то, чтобы сверху, слева, справа и снизу оставались поля для рамки. Между строками должны быть промежутки, между словами – расстояние, не меньшее, чем половина ширины буквы. Между буквами в словах тоже должно быть расстояние, но оно может быть очень небольшим: до 2-3 мм, но не более половины ширины буквы. Все размеры выбираются в зависимости от количества слов и букв в тексте. Вот тут и проверяется и развивается очень важное качество – чувство композиции.
  • Текст можно начать с изукрашенной заглавной буквы, оформив её в виде буквицы. Следует соблюдать все знаки препинания, писать слова без ошибок и не переносить слова из строки в строку. Следует так скомпоновать текст, выбрав наиболее приемлемые размеры букв, чтобы текст был читабельным. Желательно, чтобы были выделены композиционно , по размеру и по цвету ключевые слова и даже основные мысли пословицы. Для этого можно использовать подчёркивания, рамки, увеличение размеров, цвет и другие приёмы.
  • Располагать текст на листе можно по– разному в зависимости от замысла, используя разные типы композиций: вдоль или поперёк листа, по диагонали, ступеньками, как стихи, писать отдельно каждое слово в строку ( слово – строка), и т. д. в общем, вариантов компоновки текстов существует великое множество. На доске можно продемонстрировать различные варианты выполнения текста одной и той же пословицы, чтобы проиллюстрировать эту мысль. Здесь же демонстрируем “Книги пословиц”, оформленные другими классами, наиболее удачные отдельные листы .
  • После того, как наметили строки, размечаем в них прямоугольники для букв. Считаем количество букв в словах и размечаем, где будет каждое слово.
  • Вписываем, врисовываем в каждую клетку-прямоугольник буквы слов.
  • Удаляем линии разметки, оставляя только контур-абрис каждой буквы текста.
  • II. Декоративное решение листа. Завершение работы в цвете.

  • Декор. Оформляем буквицу. Если решили её ввести в композицию, добавляем другие декоративные элементы. Этими элементами могут быть рисунки, иллюстрирующие текст пословицы, геометрические орнаменты, растительные и животные мотивы, разнообразные узоры и т. п. главное, чтобы всё это органично вписывалось в лист, было близко по стилю и форме к декоративному решению букв самого текста. Желательно выполнить и рамку. И здесь вариантов масса: от простенькой прямоугольной окантовки до сложнейшей по рисунку полосы-украшения.
  • Окончательное декоративное цветовое решение листа из “Книги пословиц” выполняется по желанию учащихся любыми материалами . Но можно и ввести ограничения. Например, использовать только фломастеры и цветные карандаши, тем более, что они являются наиболее доступными и при этом довольно эффектными материалами для выполнения именно этого задания. в общем, здесь, на последнем этапе работы, у детей широкий выбор решений и большой простор для творчества, как и на последнем этапе первого задания представленного блока уроков ( “Шрифт на основе прямоугольника. Алфавит”.)
  • МКОУ «Богородская школа №8»

    План-конспект урока ИЗО в 6 классе

    «Знакомство с различными гарнитурами шрифтов»

    Тема: Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.

    знакомство с видами шрифтов и особенностями применения их в графическом дизайне;

    повышение графической грамотности учащихся.

    формирование умений и навыков художественно-графической деятельности;

    создание условий для развития творческого потенциала личности при изучении темы и выполнении шрифтовой композиции.

    воспитание взаимоуважения, умения прислушиваться к мнению других во время работы и при обсуждении результатов выполнения творческих заданий.

    Задачи:

    приобщить учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;

    развить образное представление и логическое мышление на основе выбора оригинальной шрифтовой композиции;

    освоить навыки работы различными графическими материалами;

    выполнить на основе полученных знаний графическое задание.

    Оборудование:

    Для учителя — компьютер, экран, мультимедиа, доска, карточки, таблицы.

    Для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, ластик, листы в клетку А-4, карточки.

    Зрительный ряд: небольшие рисунки, плакаты с разными видами шрифта.

    Творческое задание:

    индивидуальная работа, выбрать себе слово и с помощью шрифта и дополнительных графических приемов передать его смысл, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает ( Сказка, ель, туча, вальс, куб, шарик, дети, доска, мультфильм, искусство)

    4 группа: создать образ: буква – зверь, взяв заглавную букву вашего имени и название животного, начинающееся на эту же букву.

    Организационный момент. Слайд 3,4

    Приветствие учащихся, проверка готовности и подготовка принадлежностей.

    Постановка темы урока.

    Тема сегодняшнего урока «Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. На уроке вы узнаете немного об истории возникновения и развития письменности, существующей классификации шрифтов, их возможные применения. У вас будет возможность выполнить работу, проявить себя как художник – дизайнер.

    Со шрифтовыми композициями мы встречаемся повсюду, это и вывески магазинов, плакаты на улицах, надписи на упаковках товаров, книгоиздательская продукция и многое другое. В основном это имя вещи, своего рода реклама, направленная на расширение сбыта товара. И для того, чтобы разобраться в различных шрифтовых композициях, давайте вместе с вами попробуем вспомнить, как человек научился передавать свои мысли и эмоции знаками и буквами, которые пришли на смену древним замысловатым рисункам, вспомнить исторические факты возникновения письменности.

    Слайд 7
    К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

    Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое (иерографическое) , т. е. знаковое письмо при помощи идеограмм, а не букв.

    Позднее появилось слоговое письмо , в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее.

    Во втором тысячелетии до н. э. появилось буквенно -звуковое (фонематическое) или алфавитное письмо. Оно стало венцом графической эволюции. Буквенно-звуковое письмо – это письмо наших дней.

    Вопрос: Что, по вашему мнению, человечество приобрело с возникновением письменности?

    Человечество приобрело способность записывать, фиксировать накопленный опыт и знания и передавать его следующим поколениям.

    Вопрос: Мы очень часто употребляем слово “ шрифт ”. Что это такое?

    Шрифт это – совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком-либо языке.

    Шрифт это – комплект наборных литер (гарнитура) для типографического набора.

    Шрифт это – рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

    Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания.

    Посмотрите шрифты, придуманные разными дизайнерами.
    Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта, т. е. та композиция из букв, которую создает дизайнер.

    Методы геометрического построения шрифтов

    Наиболее широко в практике художников распространён метод построения по модульной сетке

    Перед тем как вы приступе к выполнению практической части. Давайте сделаем физкультминутку:

    Будем пальчики считать,

    Готовить к рисованию.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Пять, четыре, три, два, раз

    Мы готовы рисовать!

    Выполнение практической работы.

    Задания (индивидуальное задание):

    1. С помощью «ленточного» шрифта нарисовать по клеткам отдельные слова, например, свою фамилию и имя

    2. На столе у вас лежат карточки со словами, выберите себе слово и с помощью шрифта и дополнительных графических приемов передайте его смысл, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает (зло, солнце, ягода, дождь, лед)

    Готовые работ обучающиеся выставляют на стенде.

    Итак, на уроке мы с вами:
    – познакомились с видами шрифтов и особенностями применения их;
    – научились грамотно использовать на практике шрифты различных стилей;
    – успешно выполнили на основе полученных знаний практическое задание.

    Какие работы вам больше всего понравились, а какие вы бы доработали.

    Какой след в вашей душе оставило наше занятие? Что вы лично получили для себя? Продолжите:

    На нашем занятии я …

    А я, большое удовольствие, работая с вами. Спасибо за работу.

    Выставление оценок за готовые работы.

    Дажинова В.Ю.
    Рисование ленточного шрифта (конспект урока ИЗО, 6 класс В.В.Воронкова).

    Объем файла — 60.5 Кб
    Количество закачек — 37
    Благодарностей — 0

    Это разработка урока по ИЗО (программа В.В.Воронковой).

    Опубликовано 15 мая 2017 года

    Читайте также:  Игры для exeq mp 1002
    ПРИНИМАЙТЕ УЧАСТИЕ!
    (для Вас и Ваших воспитанников)


    Конкурсы для педагогов
    (участие бесплатное) ZNV.RU


    «Звезды Нового Века»
    конкурсы для детей
    (участие и диплом бесплатно) MDTF.RU


    «Апельсин»
    международный детский творческий фестиваль
    (участие и диплом бесплатно) KIDOLIMP.RU


    «Детская Олимпиада»
    олимпиады для детей и школьников
    (участие и диплом бесплатно) PEDMIX.RU

    Ссылка на основную публикацию
    Какой смазкой смазывать газовые краны
    Есть специальные смазки для газовых кранов, они относятся к группе "Консистентные смазки". Область применения: успешно используется в запорных кранах для...
    Как узнать сколько видеокарт поддерживает материнская плата
    Всем привет! Если вы читаете эту статью, то наверняка задумали обновить свой старый компьютер либо собрать новый. А вот подойдёт...
    Какой смазкой смазывать газовые краны
    Есть специальные смазки для газовых кранов, они относятся к группе "Консистентные смазки". Область применения: успешно используется в запорных кранах для...
    Компас имя модуля с ошибкой kui1 dll
    входит в состав Строительной конфигурации (AEC) Библиотека проектирования инженерных систем: ТХ (включает Каталог: Технологическое оборудование и коммуникации, Каталог: Элементы сосудов...
    Adblock detector