Формат dts что это

Формат dts что это

DTS, Digital Theater System (рус. Цифровая Театральная Система) — семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи, созданное компанией «Digital Theater System» для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями [1] . DTS конкурирует со стандартом совмещённых фонограмм Dolby Digital, печатаемых непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) в упрощённом виде используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. В DTS используется меньший уровень сжатия, чем в Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день [1] . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround. DTS поддерживает кодирование как 5.1-канального, так и 7.1-канального звука.

Изначально максимальный битрейт DTS в домашних театрах достигал 1,5 Мбит/с, что превосходило аналогичный показатель Dolby Digital. Позднее максимальный битрейт в DTS был расширен до 24,5 Мбит/с.

Содержание

История [ править | править код ]

Одним из первоначальных инвесторов компании Digital Theater System был режиссёр Стивен Спилберг, считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имело первостепенное значение [1] . Работа над форматом началась в 1991 году, спустя 4 года после того, как компания Dolby Laboratories начала работу над своим новым кодеком Dolby Digital.

Наибольшее распространение получил формат DTS 5.1, похожий на Dolby Digital и кодирующий шесть каналов звука (5.1): три фронтальных канала (полный диапазон), 2 канала окружения (80-20000) в них же прописана дорожка до 80hz для сабвуфера (LFE, англ. low frequency effects ; низкочастотный излучатель).

Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE — такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD, CD и Laserdisc. При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на CD-диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой «Dolby SR» и изображением [2] . Разновидности формата DTS, предназначенные для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличаются по алгоритмам кодирования и по степени сжатия [1] .

DTS-ES — разновидность формата DTS, поддерживающая до 7 первичных каналов и один низкочастотный канал (LFE).

Альтернативами (конкурентами) формата DTS при кодировании многоканального аудио остаются форматы Dolby Digital и SDDS. На DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital.

Формат DTS впервые использовался в 1993 году для кодирования звука фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» [1] . Формат Dolby Digital впервые использовался в 1992 году (за год до этого) для кодирования звука театральной версии фильма «Бэтмен возвращается». В 1995 году на Laserdisc был выпущен фильм «Прямая и явная угроза»; звук на диске был закодирован в формате Dolby Digital — это был первый случай использования Dolby Digital для домашнего просмотра. В 1997 году фильм «Парк юрского периода» был выпущен на Laserdisc, содержащим звук в формате DTS — это был первый случай использования DTS для домашнего просмотра.

Разновидности DTS [ править | править код ]

Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD
Blu-ray Disc HD DVD
Формат Тип

Выходы Скорость потока

Выходы Скорость потока

DTS-HD Master Audio Без потерь 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 24,5 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 18 Мбит/с DTS-HD High Resolution Audio С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 6,0 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 3,0 Мбит/с DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с DTS Digital Surround ES С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с DTS Digital Surround 96/24 С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с DTS Express С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 5,1 256 кбит/с Обязат. 2,0 2,0 256 кбит/с

Компания Digital Theater System, кроме 5.1-канального кодека DTS Surround, имеет несколько технологий, способных конкурировать с аналогичными технологиями компании Dolby Laboratories. Основными новыми технологиями являются следующие.

DTS-ES [ править | править код ]

DTS ES — формат с дополнительным центральным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным — DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом — DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

DTS Neo:6 [ править | править код ]

Технология DTS Neo:6 (как и Dolby’s Pro Logic II system) создана для преобразования 2-канального (стерео) звука в 5.1- или 6.1-канальный звук.

DTS 96/24 [ править | править код ]

Формат DTS 96/24 позволяет кодировать 5.1-канальный звук с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита для дисков DVD Video с высококачественным видео. До изобретения DTS 96/24 на DVD Video можно было кодировать только 2‑канальный звук с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита . Кроме того, данные в формате DTS 96/24 можно разместить в видеозоне на дисках DVD Audio и таким образом сделать эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых плеерах DVD.

Читайте также:  Программа для проверки fps в играх

DTS-HD High Resolution Audio [ править | править код ]

DTS-HD High Resolution Audio — формат, созданный для поддержки HD Audio, расширение оригинального формата DTS. Поддерживает кодирование 7.1-канального звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита . Выбран в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами (скоростями) до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с , соответственно. Может служить альтернативой формата DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.

DTS-HD Master Audio [ править | править код ]

Формат DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++ [3] , обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу, может использоваться для кодирования аудио с битрейтом, значительно превышающим битрейт звука стандартных DVD.

Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio [4] :

  • максимальный битрейт аудио со сжатием без потерь ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD;
  • поддержка до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита ;
  • для пяти каналов частота дискретизации может достигать 192 кГц при глубине 24 бита ;
  • возможность перераспределения каналов при настройке громкоговорителей 7.1-канальной системы;
  • совместимость со старым оборудованием, поддерживающим DTS, за счёт включения в формат «ядра» формата DTS 5.1; возможность доставки 6 каналов звука с максимальным для обычных DVD разрешением.

По состоянию на апрель 2008 года японская версия [ чего? ] (Pioneer BDP-LX80 и Samsung BD-P1400, после обновляения прошивки) поддерживает цифровой вывод формата [ какого? ] , а также игровая приставка PlayStation 3 поддерживает [5] декодирование формата [ какого? ] и вывод его в PCM.

DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD — единственные технологии сжатия звука без потерь для Blu-ray и HD DVD. Все плееры Blu-ray и HD DVD могут декодировать «ядро» DTS с разрешением 1,5 Мбит/с .

DTS Connect [ править | править код ]

DTS Connect — система, предназначенная для кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и его вывод через S/PDIF.

DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначен для создания виртуального объёмного 6-канального звука из 2-канальных (стерео) источников. Используется в персональных компьютерах.

DTS Interactive — компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени. Используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

Другое [ править | править код ]

DTS Surround Sensation — относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет воспроизводить виртуальный объёмный 5.1-канальный звук через стандартные наушники [6] .

DTS Sound Unbound – приложение для Windows 10, предназначеное для геймеров, которые хотят получить в играх трехмерный звук в наушниках, даже если те изначально не предполагали воспроизведение объемного саунда. [7]

В этой статье мы поговорим о том, что это за форматы DTS и Dolby, об их плюсах и минусах, а также об основных отличиях этих форматов. Таким образом, это даст нам определенное видение того, почему многие, как профессионалы, так и любители отчаянно защищают какой-то определенный формат.

Какой же все-таки формат лучше?

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук более лучшего качества, нежели Dolby Digital. Является ли это действительностью?

Основные отличия DTS Digital и Dolby Digital

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук лучшего качества, с непревзойденным динамическим диапазоном, лучшей детализацией эффектов и соотношением сигнал – шум, нежели форматы Dolby Digital.

Частично это исходит из-за того, что DTS обычно изначально закодирован в более высокой скорости передачи данных, нежели Dolby Digital. Это кажется вполне разумным решением. Нам приходится сталкиваться с потерей качества при компрессии.

Более высокая передача данных в том же формате позволяет добиться более качественного звучания. А также мы знаем, что чем ниже компрессия сигнала, тем более качественно может быть воспроизведен изначально задуманный сигнал звука.

Поклонники DTS Digital утверждают, что они выступают, прежде всего, за совершенствование и качество, а следовательно они выступают за низкую компрессию.

Dolby Digital заявляют, что их кодек более чем способен функционировать при высокой компрессии. И способен выдавать звук высокого качества, даже при низкой скорости передачи данных.

Идет ли речь о борьбе кодека и звукового качества? Какой же формат лучше?

Все на самом деле обстоит немного по-другому, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, мы должны четко понимать, что невозможно прийти к какому-то определенному заключению, не имея всей технической информации о форматах звука, электронной начинки, данных о том насколько качественно разработаны кодирующие, а также раскодирующие алгоритмы, в каком качестве сжат сигнал.

Есть существенная разница в изначально запакованных данных, и в уровнях сжатия, когда речь идет о сопоставлении форматов DTS Digital и Dolby Digital.

Также, наверное, наиболее сложным вопросом в этом споре является то, что ключ к разрешению находится в общих точках соприкосновения. И как раз с этого и начинаются сложности, особенно когда трудно определить, что характеризует и представляет собой лучший звук. Добавляет масла в огонь еще и тот факт что есть значительные расхождения в том, каким именно требованиям должны отвечать эти системы. Идет ли речь о системе как о части большого кинотеатра, либо же о встроенной студии дома? Если же речь о последней, то чего хочет от системы сам пользователь и каким инструментом он видит эту систему у себя дома. Все эти пункты чрезвычайно важны и весомы и недооценка каждого из них поведет нас в неверном направлении.

Читайте также:  Как выбрать электроплиту для дома

Скорость передачи данных и их предварительная обработка.

Dolby Digital и DTS Digital Surround обе являются системами 5.1 канального объемного звука, который закодирован в шесть дискретных аудио каналов, которые, в свою очередь, запакованы в информационные блоки данных передающихся в определенной скорости в битах.

Компрессия – зло, без которого не обойтись

Что же такое компрессия? Это кодирование и сжатие исходного сигнала как правило с частичной потерей качества сигнала.

Звук на CD использует 16-битные линейные закодированные данные на частоте в 44 kHz для каждого аудио сигнала. Это позволяет получить частоту битов в 700 kbits/s для каждого канала с динамическим уровнем в 96Дб.

Обе системы могут быть использованы для более высокого уровня передачи, достигая более высокого динамического уровня в 120 Дб.

Для воспроизведения качественного звука без компрессии системам понадобился бы очень емкий носитель информации в десятки гигабайт, имеющий огромную скорость передачи данных в реальном времени. Другими словами, есть только один целесообразный метод и это – компрессия, единственный вынужденный путь.

И это как раз и есть тот момент, когда настоящие отличия между этими звуковыми форматами с разницей в компрессии и в скорости передачи данных, которые привели к широким спорам и разногласиям становятся четкими и ясными.

Другие отличия форматов Dolby и DTS.

Компрессия и скорость передачи данных – не единственные отличия этих форматов. В формате Dolby Digital EX расширенного объемного звучания есть матричные, т.е. смешанные каналы. В расширенном объемном звучании формата DTS Digital ES эти же каналы являются дискретными. Это объясняет то, почему, например, в DTS ES звук может обеспечить более точное местоположение эффекта. Именно этот фактор, что DTS использует дискретный, а Dolby Digital матричный объемный звук, и является ключевым в спорах и дебатах.

Противостояние также заходит в тупик, когда используя разные форматы и технологии кодирования, мы, в конечном счете, имеем практически тот же самый результат. Это совсем не просто определить какой из двух представляет собой звук более высокого качества.

Передача данных и уровни компрессии.

Dolby Digital сжимает изначальный сигнал, дабы на выходе получить дискретное качество 5.1канального звука с максимальной скоростью передачи данных в 640 kbits/s. В то же время такая скорость может быть поддержана только в формате воспроизведения Blu-ray.

Во всех же остальных форматах скорость в 448kbit/s является максимальной. Таким образом, компрессия будет равна примерно 12:1.

DTS звук с максимальной скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s. В обычных форматах ограничение составляет 768 kbits/s. Таким образом, используя более высокую скорость передачи данных DTS компрессия равна примерно 4:1.

Это значит, что теоретически DTS обладает более высоким качеством звука.

Но мы все еще не учли факт эффективности алгоритмов кодирования и декодирования, потери качества в процессе передачи данных в запакованном виде.

Dolby Digital и DTS в домашних кинотеатрах.

Со скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s DTS обещает непревзойденное качество звука. Тоже самое обещает лаборатория Dolby Digital со своей максимальной скоростью в 640 kbits/s. (Обратите внимание что речь в равной степени здесь идет, о сигналах в обычных дисках DVD Video, DVD Audio).

Но в реальности, все обстоит немного не так. Зачастую форматы не воспроизводятся на высококлассной аппаратуре с качеством, которое было указано обоими лабораториями звука.

DVD Video, DVD Audio форматы просто не позволяют системе достигнуть совершенного звука и порог остается в 448 kbits/s, хотя часто даже эти характеристики урезаются до 384 kbits/s.

Соответственно, то же самое происходит с DTS при воспроизведении DVD Video, DVD Audio. Скорость ограничивается до 768 kbits/s.

Итак, куда же приводит нас эта баталия?

При такой потере скорости передачи данных, сложно говорить о преимуществе или полном совершенстве той или иной системы.

Требуется более глубокая модернизация или же полный переход на Blue ray disc, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio и доработка всех недочетов.

У каждого человека есть свое понимание хорошей музыки. И поэтому я советую вам иметь достойную аппаратуру, способную иметь поддержку декодирования многих форматов. На такой аппаратуре идентичный трек в разных форматах Dolby Digital и DTS будет звучать по-разному.

Таким образом, вы сами, а не я, или кто-то другой, сможете включить ваш любимый фильм и, прослушав его фрагмент в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, сможете понять, что вам больше по душе.

Идеи о создании и наиболее успешной реализации идеальной (!) многоканальной звуковой записи мучали умы лучших мировых разработчиков на протяжении довольно долгого времени. Но не все и далеко не всегда увенчивалось ожидаемой победой…

К примеру, формат SACD (Super Audio CD) не смог стать максимально успешным, несмотря на свои явные плюсы. И причины тому различны — малый активный каталог, недостаточная востребованность на рынке… Но сегодня мы воздержимся от подробностей в этой тематике (лучше прибережем на будущий раз), так как за несколько последних лет внимание экспертов и любителей максимально качественного цифрового звука привлек формат DTS-HD, а также концепция Blu-ray Audio в целом. Вот, об этом, пожалуй, и стоит поговорить более детально.

Что такое Blu-ray Audio, как возник формат и в чем его специфика?

В 91 году прошлого столетия компания Dolby Laboratories, Inc. разработала новую, усовершенствованную концепцию цифрового многоканального звука. Этому формату было присвоено название Dolby Digital. Со временем технология активно развивалась, и вскоре миру был представлен формат Dolby True HD, который подразумевал запись звука, сжатого без потери качества (алгоритм этого сложного технологического процесса носил имя — Meridian Lossless Packing или сокращенно MLP). Это был однозначно прорыв! А что происходило с технологиями записи многоканального звука помимо этого?

Читайте также:  Мы делаем точную работу наугад основываясь

Компания DTS (Digital Theater System) в 96 году создала формат DTS-HD, структура которого представляла собой две неразрывные части: ядро и расширение. Ядро при этом содержит 5.1-канальный поток информации, записанной с частотой дискретизации 48 или 44,1 кГц. Поток данного типа легко обрабатывается практически любым декодером DTS. А расширение состоит из некоторых дополнительных данных — это каналы, различные усовершенствования, данные выше частоты дискретизации и иные спецификации. Благодаря этому возможности формата очень широки.

И вот, идеальная технология создана, но какой носитель сможет адаптивно принять концепцию ноу-хау и в лучшем виде хранить звуковую информацию, учитывая то, что она записывается без сжатия. Это диск Blu-ray. Почему? Этому есть логичные объяснения.

Blu-ray диски позволяют записывать звук 192kHz/24bit (7.1 CH) или 96kHz/24bit (2 CH). При этом ноль компрессии, а значит, и ноль искажений и прочих дефектов. Звук идеален, чист и глубок. Такие вот сверхкачественные записи при отсутствии даже малейшего сжатия требуют откровенно много места на диске, поэтому только Blu-ray Audio за счет своей вместительности справляется с этим без проблем и различных «побочных явлений».

При этом музыка на дисках Blu-ray Audio совместима как с BD-рекордерами, так и с BD-плеерами.

4 основных преимущества формата DTS-HD:

  1. Отличная совместимость с декодерами DTS — простота в эксплуатации.
  2. Оптимизация технологической процедуры кодирования звука — значительные сокращение по времени чтения формата.
  3. Размер ядра структуры формата и ее активные дополнения меньше, чем размеры параметров всех предыдущих аудио-форматов — потрясающее качество звучания.
  4. Ядро DTS является автономной высокотехнологичной системой кодирования — не требует дополнительных затрат на распознавание информации.

У аудио-формата DTS-HD есть несколько разновидностей, самыми актуальными и востребованными из которых на сегодняшний день считаются DTS-HD High Resolution Audio и DTS-HD Master Audio.

DTS-HD High Resolution Audio

Этот тип формата подразумевает превосходный аудио-сигнал с фиксированным значением (минимум 1,5 Мбит в секунду — максимум 6,0 Мбит в секунду для Blu-ray Audio и от 1,5 Мбит в секунду до 3,0 Мбит в секунду для HD-DVD CD).

Он может обеспечивать до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц. При этом глубина составляет 24 бит.

Формат DTS-HD High Resolution Audio был избран в виде опциональной спецификации для HD DVD и Blu-ray Disc. Формат также может стать хорошей альтернативой DTS-HD Master Audio в случае, когда места на диске уже недостаточно.

DTS-HD Master Audio

Еще не так давно этот формат был известен под именем DTS++. DTS-HD Master Audio позволяет сохранять идентичность звука (буквально побитное сопоставление) оригинала. Кроме этого данный формат может передавать аудио-сигнал с максимально высоким битрейтом со сжатием без потери качества в 24,5 Мбит в секунду (это для Blu-ray-дисков) и 18,0 Мбит в секунду (HD DVD).

Поддерживает до 7.1 звуковых каналов. Разрядность при этом составляет 24 бита, а частота дискретизации — 96 кГц.

Для 5 каналов параметр частоты дискретизации иной: максимально он может достигать 192 кГц.

К преимуществам также можно отнести и то, что конфигурации звукопотока формата DTS-HD Master Audio содержит ядро DTS 5.1. Это позволяет формату быть совместимым с оборудованием прежних поколений (но только с поддержкой DTS). Кроме того он имеет функцию передачи 6-канального звука с удвоенным разрешением по сравнению с обычным DVD-форматом.

На сегодняшний день Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio — это единственные существующие форматы, подразумевающие сжатие звука без потерь качества как для Blu-ray, так и для HD DVD.

Но среди экспертов, в профессиональных кругах не так давно появилась информация о том, что корпорация DTS разработала супер-новую концепцию высокого разрешения для звука, передаваемого в цифровом виде.

Инновация называется DTS-HD Layered Audio. Новинка была с успехом представлена на ежегодной специализированной выставке мирового масштаба NAB 2013.

В отличие от своих старших собратьев, конфигурация DTS -HD Layered Audio не предназначается для систем Blu-ray. «Новоиспеченный» формат может применяться только для доставки цифровых аудио-сигналов в виде потоков.

Вот как прокомментировал воплощение гениальной идеи вице-президент корпорации DTS, Марк Джонсон: «Мы создали эту усовершенствованную концепцию, полагаясь на самую актуальную и сложную, на наш взгляд, проблему на сегодняшний день, а точнее — как увеличить эффективность звукопередачи в рамках ограниченной пропускной способности. И, по-моему, у нас все получилось!».

Популярность и востребованность

Сейчас нет в мире цифрового звука совершенней того, что записан на Blu-ray Audio. Это факт. И довольно большой музыкальный каталог в этом формате — одно из конкретных тому подтверждений. Изданы реально самые шикарные вещи! Альбомы культовых групп, легенд различных музыкальных жанров и направлений, работы классиков и «динозавров» мировой музыкальной сцены активно издаются на Blu-ray Audio. Чтобы не быть голословными приведем наглядные примеры:

Думаем, что, судя по тому, как динамично развиваются технологии, в скором времени будут появляться и другие инновации, кружащие головы фанатам качественного звука своим совершенством, продуманностью и безупречной концептуальностью. А пока можно просто наслаждаться лучшими дарами индустрии современной звукозаписи вместе с нами.

Ссылка на основную публикацию
Установить программу для сканирования документов бесплатно
Загрузите бесплатно пробную полнофункциональную версию программы для сканирования Scanitto Pro. Данная версия работает без каких-либо ограничений в течение 30 дней....
Террария мешок с сюрпризом
Мешок с сокровищамиTreasure Bag Характеристики Тип Мешок Подсказка Открывать правой кнопкой мыши Редкость Внутренний ID предмета: 3318-3332 Эксклюзивный контент ПК...
Термопринтер для печати чеков
Термопринтер для чеков — это печатное устройство, которое применяется в торговле и ряде других сфер. Большинство моделей являются стационарными и...
Установить протокол mtp media transfer protocol
Описание Компания Microsoft содержит под своим крылом множество драйверов, среди этой коллекции находится и Media Transfer Protocol, тот самый драйвер,...
Adblock detector