Что такое стедикам и зачем он нужен

Что такое стедикам и зачем он нужен

Если вы активно снимаете видео с помощью своего смартфона, то, скорее всего, уже не раз задумывались о том, как бороться с трясущимися руками и дерганой картинкой, характерной для съемки во время ходьбы? Как снимать красивые проходки с необычными ракурсами? Первое, что приходит в голову, воспользоваться штативом. Он обеспечит необходимую стабильность камеры смартфона в статичном положении, но в движении он бесполезен. Сэлфи-палка тоже не большой помощник. С ее помщью можно снимать сложные ракурсы, но с тряской она не справится. Если вы всерьез хотите снимать качественное видео, с качеством, близким к кино, то без стабилизатора изображения, или, как его еще называют, стедикама, не обойтись.

В последнее время появилось много недорогих моделей дешевле 5 тыс. рублей, что, с одной стороны, сделало стедикамы доступными для начинающих видео блогеров и экстремалов, а с другой, несколько затрудняет процесс выбора нужной модели.

В этом обзоре я расскажу о нескольких моделях стабилизаторов разных производителей в ценовом диапазоне 5 тыс. рублей. Это позволит вам понять, чем отличаются различные модели стабилизаторов и упростит выбор стедикама для ваших задач. Замечу, что некоторые модели, о которых я расскажу ниже, относятся к более дорогому классу стабилизаторов, но на момент написания этого обзора, их удалось найти по цене ниже 5 тыс. рублей, что позволило включить их в эту подборку.

Итак, начну с самого дешёвого стабилизатора Beyondsky Eyemind, за который просят всего 4.5 тыс. рублей. Вообще, это далеко не самый дешевый стедикам. На том же Aliexpress его предлагают примерно за 7 тыс. рублей, но на Gearbest.com его можно купить почти в два раза дешевле.

На первый взгляд, это самый обычный 3-х осевой стабилизатор для смартфонов. Он отличается эргономичным дизайном ручки, простым управлением и достаточно большими углами поворота (320°) и наклона (70° в горизонтальной и 120° в вертикальной плоскостях). В настройках пользователь может менять скорость наклона и поворота от 2° до 180° в секунду.

Классическое крепление позволяет устанавливать смартфоны с размером экрана от 4” до 6” и весом от 100 до 260 грамм. Балансировка производится с помощью противовеса, который закрепляется на двигателе, отвечающим за наклон в горизонтальной плоскости.

Управление в Beyondsky Eyemind предельно простое и включает две кнопки и стик, с помощью которого осуществляется ручное управление стабилизатором.

Функционально Beyondsky Eyemind очень крут. Он, а точнее говоря, его приложение, поддерживает различные режимы съемки, включая автоматическое распознавание лиц, в том числе и при съемке группы людей, умеет автоматически следить за объектами, снимать полные панорамы 180° по вертикали и 360° по горизонтали и таймлапс видео.

Из наиболее интересных особенностей Beyondsky Eyemind я выделил бы реализацию питания устройства. Если в большинстве стабилизаторов используется встроенный аккумулятор, то в Beyondsky Eyemind имеется специальный батарейный отсек, куда устанавливается аккумулятор 18650. В комплект входит аккумулятор, емкостью 2600 мАч, которого, со слов производителя, хватит на 8 часов использования стабилизатора. Если нужно снимать дольше, можно взять с собой необходимое количество заряженных аккумуляторов и просто менять их по мере необходимости.

Следующая модель стабилизатора HS-S5 является практически полным аналогом Zhiyun smooth Q. Ее обычная цена составляет порядка 9 тыс. рублей, но на Gearbest.com ее можно купить за 4724 рубля.

Как и предыдущая модель, HS-S5 представляет собой полноценный 3-х осевой стабилизатор с большими углами поворота (320°) и наклона (60° в горизонтальной и 160° в вертикальной плоскости). Скорость вращения можно менять в приложении.

Ручка стабилизатора имеет эргономичную форму с удобным расположением панели управления, включающей две кнопки и стик для ручного управления стабилизатором и выбора режима работы. В основании ручки предусмотрено стандартное крепление для штатива, что несколько расширяет возможности использования стабилизатора.

По мощности эта модель стабилизатора несколько уступает Beyondsky Eyemind. Она позволяет устанавливать смартфоны с экраном до 6” и весом от 74 до 200 грамм. Балансировка производится простым перемещение крепления для смартфона по оси горизонтального наклона.

Функционально, стедикам HS-S5 можно назвать типичным представителем любительского класса. Его приложение поддерживает функции распознавания лица, слежения за объектом, создание панорам и съемка в режиме таймлапс. Этого набора возможностей вполне хватает для решения любых задач, в том числе и сэлфи съемки, когда вы не статично стоите перед камерой, а немного двигаетесь, показываете и рассказываете о чем-то. В этом случае, HS-S5, впрочем, как и Beyondsky Eyemind, будет следить за вами, автоматически поворачивая камеру смартфона так, чтобы вы были всегда в центре кадра. Но тут нужно напомнить, что в Beyondsky Eyemind нет крепления под штатив, поэтому его кто-то должен держать в руке, в то время, как HS-S5 можно просто закрепить на треноге.

Реализация питания HS-S5 заслуживает отдельного внимания. Здесь используется встроенный аккумулятор, емкостью 4400 мАч, одной зарядки которого хватает на 10-12 часов съемки. При необходимости можно увеличить время автономной работы, подключив к стабилизатору внешний аккумулятор. Но это не главное. Куда важнее отметить наличие стандартного USB порта, которые позволяет использовать стедикам в качестве внешнего аккумулятора, который можно использовать, например, для подзарядки смартфона прямо во время съемки. На мой взгляд, очень удобное и разумное решение.

Стабилизатор IDEAFLY JJ-1S ー единственный стабилизатор в этом обзоре, которые имеет прямое отношение к бюджетной линейке. Он стоит около 4800 рублей и представляет собой 2-х осевой стабилизатор. Он поддерживает только наклон в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

На первый взгляд, может показаться, что его возможности сильно ограничены по сравнению с двумя предыдущими моделями стабилизаторов. Но, когда знакомишься с ним поближе, становится понятно, что он не только не уступает 3-х осевым стабилизаторам, но в чем-то даже превосходит их.

Во-первых, он заметно компактнее других стабилизаторов. Во-вторых, он позволяет установить смартфоны, весом до 300 грамм. Это значит, что вы можете установить на него практически любой современный смартфон, в том числе и тяжелый в защищенном корпусе. В-третьих, его конструкция обеспечивает заметно большие углы наклона ー до 330° в обеих плоскостях, что заметно расширяет возможности съемки необычных ракурсов.

Что же касается функции поворота, то ее отсутствие практически не повлияло на возможности использования стедикама для съемки панорам и таймлапс видео. Для этого достаточно повернуть экрана в портретный режим. В этом случае мотор, который используется для горизонтального наклона, выполняет функцию третьей оси.

Отсутствие одного двигателя позволило использовать аккумулятор меньшей емкости 1550 мАч, одной зарядки которого хватает на 6 часов непрерывной работы. При необходимости увеличить время автономной работы, вы можете подключить внешний аккумулятор.

Функционально, стабилизатор IDEAFLY JJ-1S не уступает другим моделям, а благодаря своей компактности, мощности и большим углам наклона, он стал очень популярен среди начинающих блогеров.

В заключение, мне хотелось бы рассказать о самом необычном стабилизаторе X-CAM SIGHT2. Его необычность заключается в очень компактном, практически карманном дизайне, что делает его интересным для всех, кто любит снимать видео с помощью своего смартфона. Единственного ограничение такого стабилизатора заключается в поддержке смартфонов с экраном до 5.5”.

X-CAM SIGHT2 имеет две подвижные оси с довольно большими углами поворота. Благодаря плоской ручкой, которая может выполнять функцию подставки, пользователь может реализовать самые разные режимы съёмки, включая панораму и тайлапс видео при различной ориентации экрана.

Питание стабилизатора осуществляется от аккумулятора, ёмкостью 1000 мАч. Одной зарядки хватает от 2 до 5 часов в зависимости от веса смартфона и нагрузки на двигатели.

В отличие от других стабилизаторов, данная модель не поддерживает функций слежения и распознавания лиц. Его основная задача ー стабилизация картинки при съемке с руки, и с ней он справляется отлично, обеспечивая даже больше свободы, чем полноразмерные стедикамы. Очевидно, что за такую компактность и удобство придется заплатить. X-CAM SIGHT2 можно купить примерно за 5900 рублей, что, впрочем, не такая уж высокая цена за возможность в любой момент снять красивое и качественное фото или видео.

Пришло время подвести итоги. Как вы понимаете, все недорогие стедикамы любительского уровня, очень похожи друг на друга, обладают одинаковыми возможностями и отличаются лишь углами поворота и максимальным весом, устанавливаемого смартфона. Относительно качества стабилизации картинки могу сказать, что все, опробованные мною стедикамы, отлично справляются с этой задачей, но при условии правильного баланса смартфона и соответствия его веса, заявленным характеристикам. Что же касается углов обзора, то практика показывает, что этот параметр особого значения не имеет. Даже если конструкция стедикама не позволяла развернуть камеру смартфона под нужным мне углом, я всегда могу рукой направить стедикам в нужном направлении. При этом лишние движения и тряска будут легко стабилизированы. Уверен, что многих интересует вопрос: можно ли устанавливать в стедикам не смартфон, а, например, экшн-камеру? Можно, но при условии использования специального адаптера, который сбалансирует вес и габариты камеры. Без такого адаптера у вас ничего не получится. И, наконец, последний вопрос, стоит ли мелочиться и покупать дешевый стедикам? Может лучше подкопить и купить, что-то более серьезное? Я пробовал стабилизаторы разного ценового диапазона и могу с уверенностью говорить, что для любительского применения, а также для тех, кто только начинает постигать азы профессиональной съемки, дешевый стедикам именно то, что нужно.

Читайте также:  Zarina промокод на первую покупку

Стедика́м, Стэдика́м (англ. Steadicam 😉 — носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора [1] . Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen ), полное торговое название системы — Tiffen Steadicam. Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры [2] .

Содержание

История [ править | править код ]

В современном кинематографе и телевидении одним из главных выразительных средств является перемещение камеры в пространстве. Основной трудностью при съёмке в движении является получение стабильного изображения, лишённого тряски и колебаний. При съёмке с рук или с плеча тряска изображения неизбежна и может сделать его непригодным для использования. До появления системы «Стедикам» единственными технологиями, обеспечивавшими стабильное изображение с движущейся камеры, были тележка «долли» и операторский кран. Однако эти способы очень трудоёмки, требуют большой предварительной работы по прокладке рельсов и установке крана, а, кроме того, всё равно ограничивают подвижность камеры, поскольку рельсы можно проложить далеко не везде и приходится постоянно избегать их видимости в кадре.

Система «Стедикам» изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown ) [3] , который 12 апреля 1977 года получил патент США на изобретение под названием «Оборудование для использования с ручными кинокамерами» [4] . Впоследствии права на изобретение были проданы компании Cinema Products, давшей ему название Steadicam, а в дальнейшем производство перешло к компании «Тиффен». В настоящее время «Стедикам» под разными торговыми брендами производится несколькими фирмами, но оригинальное название имеет право использовать только «Тиффен». Также Гарретом Брауном изобретена система перемещения подвешенной на тросах камеры, называемая «Скайкам» (англ. Skycam, Spidercam ), используемая для съёмок спортивных мероприятий и масштабных телешоу с высоты.

Система «Стедикам» обеспечивает настолько плавное движение съёмочной камеры, что при просмотре полученного изображения у зрителя создаётся ощущение полёта. При этом камера крепится к торсу оператора, который может свободно перемещаться в любом направлении. Закреплённый на транспортном средстве, «Стедикам» гасит любую тряску, обеспечивая качественное изображение.

Первым фильмом, снятым с применением прототипа системы в 1976 году, стал «На пути к славе» (англ. Bound for Glory ). После просмотра 16-мм ролика, сделанного фирмой Cinema Products для рекламы изобретения, в котором жена Брауна Хеллен поднимается по ступенькам Музея Искусств в Филадельфии [5] , режиссёр Джон Эвилдсен пригласил изобретателя снимать Сильвестра Сталлоне, поднимающегося по той же лестнице в фильме «Рокки» [6] [7] . Такое же впечатление рекламный ролик произвёл и на Стэнли Кубрика, который немедленно пригласил Брауна для участия в съёмках фильма «Сияние» [4] . Первыми фильмами, в которых использовалась система, стали также «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Чужой». Появление «Стедикама» произвело такое впечатление на кинематографистов, что в 1978 году Гаррету Брауну был присуждён Оскар за технические достижения.

В 1977 году в СССР кинооператором И. А. Черных была самостоятельно разработана система стабилизации киносъёмочного аппарата «Горизонт» [8] похожей конструкции, использованная для съёмок отдельных эпизодов фильмов «Пробивной человек», «Полоска нескошенных диких цветов», «Пятое время года», «Емельян Пугачёв», «Особо важное задание» и «Битва за Москву» [9] [10] [11] . Дальнейшим развитием этой разработки стала система «Вертикаль», оснащённая гироскопом, и выпущенная в нескольких экземплярах на киностудии «Мосфильм» [12] . Кроме этих двух разработок в СССР применялись ещё несколько стабилизаторов: образец, разработанный на киностудии Довженко, система «2ГСП» конструкции МКБК и устройство «1КОД», использованное при съёмках документальной ленты «О спорт, ты — мир!» [9] . Однако, по сравнению с американским аналогом, отечественные устройства оказались менее мобильными [13] . Первые два «Стедикама» были куплены для «Мосфильма» уже в 1977 году [14] . Закупка следующей партии была намечена перед Московской Олимпиадой 1980 года, но в результате бойкота со стороны США, последовавшего в ответ на участие СССР в афганской войне, сделка была сорвана [14] .

Партия «Стедикамов» всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект [13] . Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система — «Иди и смотри» Элема Климова [15] . В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм «Русский ковчег», изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем [6] . При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова «Человек войны» использовалась система «Стедикам», изготовленная российской фирмой «Пультекс» [16] . Из российских фильмов, снятых с применением «Стедикам», можно также назвать картины «Антикиллер», «Старые клячи», «Турецкий гамбит», «Спартак и Калашников», «9 рота», «Трудно быть богом» [13] . Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов «Старые песни о главном 2» и «Старые песни о главном 3» [13] .

Конструкция [ править | править код ]

Конструкция оригинального «Стедикам», так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы [17] (англ. Spring Arm ) называемой «пантографом» или «рукой», и вертикальной штанги (англ. Post ), крепящейся к стреле через карданный шарнир [18] . Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой [1] . Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами, удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены [18] . Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце — внизу — противовес (англ. Sled Module ), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра, являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стедикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром [17] . Самые первые системы «Стедикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля, закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения [14] .

Главный стабилизирующий эффект «Стедикам» заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой 1-м ассистентом оператора [12] . При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком, избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора [19] . Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой [20] .

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов [20] . Некоторые производители «Стедикамов» специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2—5 кг.

Читайте также:  Чем отличается мультиварка от мультикухни

Облегчённые версии «Стедикам» [ править | править код ]

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии [7] . Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего — ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam, Flycam, Stabicam, PR-Line ST-2, "Merlin", "Hague" и другие. [21] Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные «настоящим» [22] . Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов. Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства «Tiffen Smoothie» для камерафонов и экшен-камер [23] .

Принцип действия всех этих устройств — изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса — основан, как и у настоящего «Стедикама» на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. «Рука» в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её «обвеса» индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5—3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь. [24] [25]

Альтернативные способы стабилизации [ править | править код ]

Параллельно с системой «Стедикам» разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором, позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств [26] . Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении [27] [28] . Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам, использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы, поскольку необходим их существенный «запас», зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний [29] . По этому параметру система «Стедикам» не имеет конкурентов.

Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и. начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени.

Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук. Неважно, как вы держите видеокамеру — в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу. Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?

Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше — Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?

Конечно, кино — дело. дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками. десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран — плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и. недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам?

Есть такой заменитель!

Стедикам. А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) — всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.

Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! — за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно — ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.

Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).

Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:

Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.

Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.

В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.

Регулировка стедикама — дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.

Читайте также:  Телевизионная приставка для цифрового телевидения ростелеком

Ну, а теперь взглянем на всю систему вживую:

И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата. видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом — это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» — подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу».

Таким образом, стедикам — это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции. Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется большая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.

Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован — если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).

К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза — не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните — в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.

Поскольку теорию полезно перемежать практикой, тряхнём стариной и пробежимся по чистому снегу дважды: без стедикама, привычно держа камеру в вытянутых руках, и со стедикамом. Ну а потом, разумеется, сравним результат:

Разница, мягко говоря, ощутима. Даже очень. Несмотря на присутствие раскачивания (а оно, как мы уже убедились, неизбежно с такой лёгкой видеокамерой), теперь такое видео вполне можно использовать для модных нынче игр с таймшифтингом. Исключительно прелестно выглядит видео, снятое со стедикамом из движущегося автомобиля — тряски как не бывало! Правда, высовываться из окна автомобиля с конструкцией в руке не рекомендуется: сдувает. Открытый ЖК-экран видеокамеры действует подобно парусу, из-за чего камеру ведёт в сторону, и систему приходится крепко удерживать.

Впрочем, несколько дней практики, и вот уже начинает получаться нечто похожее на ровную съёмку. Высунув от усердия язык, автору удалось-таки пройти несколько метров со стедикамом в руке, при этом матушка-земля и стедикам не успели войти в шокирующий резонанс. Что-ж, теперь такое ровное видео (для любительского уровня, разумеется) вполне можно использовать в давно задуманных целях, «подвесив» в воздух трёхмерные объекты. И «трекить» снежинки пришлось совсем немного. Получилось хоть и бестолково, зато зрелищно: для домашнего кино в самый раз!

Что касается удобства съёмки со стедикамом — забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец. Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло.

Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. Алексей Шлыков, видеограф из Запорожья, проводивший мастер-класс в городе Иваново, охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно — съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны — обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.

Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа — не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).

Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте — будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация — прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики — кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:

Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь. штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите — это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость. Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку — это слишком дорогое удовольствие.

Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден.

А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся.

Ссылка на основную публикацию
Что можно делать с айфоном
Не отвлекать оповещениями, когда вы смотрите кино или отдыхаете. Не беспокоить. Вы можете включить режим «Не беспокоить» одним касанием. И...
Хрипит динамик на телефоне при прослушивании
Одной из самых распространенных поломок мобильных аппаратов является выход из строя динамика. Любой пользователь мобильных телефонов знает, что сейчас производители...
Хэнкок из какой вселенной комиксов
Хэнкок Общая информацияЖанр Научная фантастика Драма Комедия Страна производстваСШАКиностудия Columbia Pictures РежиссёрПитер БергАвтор сценария Винс Джиллиган Винсент Нго Когда вышел2008...
Что можно сделать из перебойника от компьютера
Всем привет! В общем валялся у меня в гараже ненужный компьютерный безперебойник, сначала хотел его выбросит. но потом разобрав я...
Adblock detector