Чтение и запись чисел

Чтение и запись чисел

Цель: познакомить учащихся с числами второго десятка (особенность чтения и запись); совершенствовать счет в пределах 20; рассмотреть моделирование чисел с помощью пособия «Цветные палочки»; закреплять навыки измерения длины (высоты) предметов.

1. Что изменяется? Разгадайте правило.

– Почему этот ряд «лишний»? (В нем больше десяти фишек.)

3. Изучение нового материала.

У нас получился один десяток. В старину десяток по-другому называли «дцать». И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка.

Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. (рис.)

Какое число получилось? Одиннадцать.

Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки. (рис.)

Сколько получилось палочек? Двенадцать.

Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки. (рис.)

Сколько получилось палочек? Тринадцать.

Положим четыре палочки на десять палочек. (рис. )

Сколько получилось палочек? Четырнадцать.

Положим пять палочек на десять палочек. Получим пятнадцать.

Возьмем два десятка палочек. (рис.)

У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь? Два десятка – двадцать.

Запишем два ряда чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

– Сколько красных фишек на доске? (10.)

– Сколько желтых фишек? (1.)

– Какое число обозначает эта модель? (11.)

– Сколько красных фишек на второй карточке? (10.) Сколько желтых фишек? (2.)

– Какое число изображено? (12.)

1. Задание 1 с использованием набора «Касса цифр».

– Прочитайте и дополните записи в таблице.

Учащиеся записывают числа: 13, 14, 18, 15, 16, 17.

5. Задание 5 (с. 74).

– Назовите следующее число:

б) 11, 12, 13, 14, 15, 16, … , … , … .

– Сравните данные математические записи. Чем они похожи? (Выполняется вычитание. Каждое число уменьшается на 1.)

– Прочитайте записи в порядке увеличения результатов.

– Какую закономерность вы заметили? (При вычитании 1 чем больше уменьшаемое, тем больше результат.)

6. Работа по методической теме. Задание 8

7. Работа в тетради.

Дополнение записей: 10 и  – это  (по рисункам).

Применение счета в пределах 20 для поиска пропущенных чисел.

Цели: учить записывать числа второго десятка; проверить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.

Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Читайте также:  Как апать лвл в стиме

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

• Три мальчика отправились в магазин. По дороге они нашли 3 коп. Сколько денег нашел бы один мальчик, если бы пошел в магазин без друзей? (Неизвестно.)

• У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4.)

• У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка.)

• Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба.)

• Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа, пять карасей.

Сколько птиц? Ответь скорей! (5.)

(По команде “Ночь!” дети закрывают глаза. Учитель читает цепочку примеров, учащиеся с закрытыми глазами считают. По команде “День!” дети открывают глаза и называют ответ.)

8 — 6 + 4 — 5 + 8 — 2 + 3 — 5 + 4 — 6 + 5 — 4

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите пропущенные числа.

1, 2, [ ], 4, 5, 6, [ ], 8, 9, [ ], 11, [ ], 13, [ ], 15, [ ], 17, [ ], 19, 20.

— Назовите число, в котором:

— Сколько десятков и отдельных единиц в числах 11, 19, 14, 18, 16,13?

— Что означают названия чисел: один-на-дцать, пят-на-дцать, восем-на-дцать?

— Сравните название числа и его запись: две-на-дцать — 12.

— Сколько единиц в числе 12? (2)

— На каком месте они записаны слева? (На втором.)

— А в какой части слова они произносятся? (В начале слова, в первой части слова.)

— Сколько десятков в числе 12? (1.)

— На каком месте слева он записан? (На первом.)

— А где стоит частица “дцать”? (В конце слова, во второй части слова.)

— Что удивительного вы заметили? (Десятки записываются на первом месте слева, единицы — на втором, а произносятся наоборот.)

— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель работает у доски на демонстрационном абаке (таблице разрядов с двумя рядами карманов для палочек и для карточек с цифрами), дети — на местах.

— Покажите, как образовано число 18.

— Сколько десятков в числе 18? (7.)

— Сколько отдельных палочек? (8.)

— Сколько десятков и сколько единиц в числе 18?

(Учитель кладет в правый верхний карман абака палочки по одной. Учащиеся считают их.)

— Сколько здесь палочек? (10, или 1 десяток.)

Десяток палочек переложим во второй карман, считая справа налево.

(В первый карман учитель кладет 1 палочку.)

— Сколько всего палочек? (11, или 1 десяток и 1 единица.)

— Как получить числа 12, 13, 14?

(Учащиеся добавляют по 1 палочке. Учитель убирает все палочки.)

— Кто разложит 16 палочек в карманы?

(Один ученик раскладывает у доски, остальные — на местах.)

— Сколько здесь всего палочек? (16.)

Читайте также:  Что значит нуб в игре

— Сколько десятков? (1.)

Обозначим это цифрой.

(Учитель вставляет в нижний левый карман цифру 1.)

— Что показывает цифра 1? (1 десяток.)

— Сколько отдельных единиц в числе 16? (6.)

Обозначим это цифрой.

(Учитель вставляет в правый нижний карман цифру 6.)

— Что показывает цифра 6? (6 единиц.)

— Здесь записано число 16. На каком месте, считая справа налево, стоят единицы? А десятки?

(По аналогии рассматриваются еще два-три числа, учащиеся работают с таблицей разрядов. Далее рассматривается образование и запись чисел 10 и 20.)

— Положите в карман 10 палочек.

— Как назвать 10 палочек? (1 десяток.)

— Что надо сделать с 10 палочками? (Переложить в верхний левый карман.)

— Сколько десятков? (1.)

— Сколько единиц стало? (0.)

— Какими цифрами обозначить количество десятков и единиц? (1 и 0.)

— Какое число записано?

— Что обозначает 1? 0?

2. Работа по учебнику

(По аналогии с предыдущей работой по рисунку в учебнике (с. 50) рассматривается запись чисел 12 и 20 в сравнении.)

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)

(Письменное выполнение с комментированием.)

— Рассмотрите иллюстрацию на полях и попробуйте решить задачу, которую я прочитаю.

Девочки вырезали для куклы Даши 3 платья. Сколько платьев они вырезали для куклы Веры?

— Можете ли вы решить задачу? (Нет.)

— Почему? (В задаче не хватает данных.)

— Выберите необходимые данные из следующих:

. а для куклы Маши на два платья меньше.

. с длинными рукавами и 3 с короткими.

. а для куклы Веры на 3 платья больше.

— Какие данные подходят? (. а для куклы Веры на 3 платья больше.)

— Решите задачу самостоятельно. Сравните ее с задачей, которую решили до этого.

(Фронтальная проверка. Дополнительно можно предложить задание на полях (пропущено число 18).)

(Устное выполнение по цепочке. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

2. Работа в тетради с печатной основой

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 36-37).)

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие числа мы сегодня учились записывать?

— Что означают части слова в названии чисел до 20?

— На каком месте справа записываются единицы? десятки?

В этом уроке мы узнаем, как читают натуральные числа, что такое разряды и классы, какой смысл несет нуль, стоящий в разряде. Также научимся раскладывать числа на разряды.

Прочтение натуральных чисел

Сейчас поговорим про особенности записи натуральных чисел: цифры, разряды, классы.

Определение: цифра — знак, используемый для обозначения чисел.

Читайте также:  Обновление драйверов материнской платы asus

Мы пользуемся арабскими цифрами, их всего 10: , 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Запись чисел с помощью арабских цифр называют десятичной.

Разряд, если говорить простым языком, это место, на котором стоит цифра.

От того, в каком разряде стоит цифра, она будет иметь разные значения.

Разряды нумеруются справа налево: 1-й, 2-й и т. д.

Им также даются названия в зависимости от того, какому значению они соответствуют. Так, например, первый разряд еще называют разрядом единиц.

В самом деле, цифра, стоящая в нем, показывает число единиц в числе.

Аналогично, цифра в разряде десятков (второй разряд) будет показывать число десятков в числе.

Посмотрим на число 367.

В разряде единиц (первом) стоит 7, значит, в числе 7 единиц.

В разряде десятков (втором) стоит 6, значит, в числе 6 десятков.

В разряд сотен (третьем) стоит 3, значит в числе 3 сотни.

Проверим, что такая запись действительно соответствует нашему числу:

Числа, запись которых состоит только из одной цифры, называют однозначными. Примеры: 7, 2

Всего однозначных чисел может быть только 10, так как всего 10 цифр. Кстати, натуральными будут только 9 из них, так как не является натуральным.

Аналогично двузначными числами называют такие, чья запись использует два знака (цифры), трехзначные— три цифры и так далее.

Числа, для записи которых используется больше одного знака, называют многозначными.

показывает отсутствие единиц данного разряда.

Таким образом, читая число 205, мы понимаем, что оно содержит в себе две сотни, ни одного десятка и 5 единиц.

Вы наверняка замечали в различных калькуляторах, что запись числа для удобства чтения разбивают на группы по 3 цифры.

Такие группы называют классами.

Классы так же, как и разряды, нумеруют справа налево.

Первый класс (первые три цифры) называют классом единиц, второй класс (следующие три цифры), называют классом тысяч и так далее.

Понимать классы можно точно также, как и разряды, каково число в классе, столько будет единиц соответствующего класса.

Например, имеем число 123 456 789

В классе единиц 789, значит число содержит 789 единиц.

В классе тысяч 456,значит число содержит 456 тысяч.

В классе миллионов 123, значит число содержит 123 миллиона.

Проверим, что такая запись соответствует числу:

Тысячи иногда записывают обозначение “тыс.”, запись “23 тыс.” обозначает 23 000

Миллион— это тысяча тысяч, его сокращение “млн”, запись “40 млн” обозначает 40 000 000

Миллиард— тысяча миллионов, обозначение “млрд”, “1 млрд” обозначает 1 000 000 000

Распишем подробно запись числа 26 490 103 397

Читая такое число, мы прочитываем содержимое класса, говоря потом его название (за исключение класса единиц):

26 миллиардов 490 миллионов 103 тысячи 397

Подробно про то, как записывать числительные правильно и грамотно, вам расскажут в курсе русского языка.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Ссылка на основную публикацию
Хрипит динамик на телефоне при прослушивании
Одной из самых распространенных поломок мобильных аппаратов является выход из строя динамика. Любой пользователь мобильных телефонов знает, что сейчас производители...
Установить программу для сканирования документов бесплатно
Загрузите бесплатно пробную полнофункциональную версию программы для сканирования Scanitto Pro. Данная версия работает без каких-либо ограничений в течение 30 дней....
Установить протокол mtp media transfer protocol
Описание Компания Microsoft содержит под своим крылом множество драйверов, среди этой коллекции находится и Media Transfer Protocol, тот самый драйвер,...
Хэнкок из какой вселенной комиксов
Хэнкок Общая информацияЖанр Научная фантастика Драма Комедия Страна производстваСШАКиностудия Columbia Pictures РежиссёрПитер БергАвтор сценария Винс Джиллиган Винсент Нго Когда вышел2008...
Adblock detector