При решении задач подзвучивания, наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Я бы даже сказал необходимым.
Сразу скажу, что лучше строить на слух и именно на ваш вкус. И если технически вы доверяете настройку профессионалу, то пусть он это делает в вашем присутствии и с вашими коррективами. Так как слышите вы звук по разному и предпочтения у каждого свои.
Все же сталкивались с ситуацией когда вроде и компоненты нормальные и звук плоский или где-то гитара не так звучит и т.п.
Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.
В дебри мастеринга даваться не будем, а рассмотрим только, то что может понадобиться обычному пользователю при отстройке и эквалайзенге системы в том числе и в авто. Это частотные диапазоны наиболее встречающихся инструментов.
Для начала о частотах…
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.
4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".
5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.
7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
Итак… Диапазоны инструментов:
● Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
● Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
● Бас гитара 40-800 Гц;
● Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
● Тарелки 300-15000 Гц;
● Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
● Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
● Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
● Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
● Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.
Кроме непосредственно частотного диапазона в звуке того или иного инструмента присутствуют обертона, которые распределены в пределах более высоких частот и без которых звучание получается глухим и невыразительным.
Важно знать, что слух человека наилучшим образом воспринимает звук частотой 2000-3000 Гц. От наличия обертонов в пределах этих частот в голосе создаёт его полётность и звонкость.
Касаемо вокала:
— Бас 82-349 Гц;
— Баритон 110-392 Гц (Чтобы подчеркнуть баритон, нужно повысить уровень в диапазоне 2500-3000 Гц);
— Тенор 132-523 Гц (Чтобы подчеркнуть тенор, нужно повысить уровень в диапазоне 300-600 Гц);
— Контральто 165-692 Гц;
— Меццо-сопрано 220-880 Гц;
— Сопрано 262-1046 Гц;
— Колоратурное сопрано 1397 Гц.
Уровень каких частот корректировать для получения прозрачности звука?
● 5000 Гц — регулирование приближения/удаления;
● 8000 — 20000 Гц — воспринимаемое качество звучания, глубина, пространство;
● 31 — 50 Гц — создают ощущение силы и мощности;
● 80 — 125 Гц — слишком много этих частот приводит к появлению нежелательного гудения;
● 160 — 250 Гц — часть басового спектра. Недостаточный уровень частот этого диапазона — отсутствие теплоты и мягкости, избыток — скучный звук.
При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль).
При отстройке так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.
Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.
А человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц). Поэтому при отстройке и эквализации под инструменты, вокал будет реагировать на это очень сильно.
Бас — фундамент микса. Плотный и чистый саунд баса создаёт драйв и кач, так необходимый любому треку. Удивительно, но название инструмента «Бас» зачастую вводит начинающих музыкантов и звукорежиссеров в заблуждение, они забывают о том, что бас живёт не только внизу, но и в других частотных диапазонах.
Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.
При работе с басовыми инструментами музыканты часто забывают об их насыщенной составляющей — сведение баса должно руководствоваться правилом «Всё хорошо в меру». Слишком активное усиление и безконтрольное вращение ручек моментально превращает микс в мутную кашу. Последнее — одна из отличительных особенностей любительских миксов, поэтому внимательность и чуткий слух здесь важны как никогда. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, во второй — об электрогитаре. Третья часть материала создана для тех, кто взялся за сведение баса.
Дисклеймер
Так как серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2, в качестве иллюстраций используются скриншоты именно этого виртуального инструмента. Тем не менее советы вполне универсальны, поэтому воспользоваться ими можно при работе с любыми плагинами.
Другие материалы серии
Частотные диапазоны баса
Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.
Нижний низ
Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.
Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.
Равномерное усиление баса
Для усиления присутствия баса в миксе, можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.
Середина
Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.
Только из-за одного названия, нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку. Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.
Столкновения частот
Бочка и бас — не единственные бойцы за частоты в миксе. Часто на пути баса появляется электрогитара, которая норовит отобрать часть спектра у баса. Правило здесь простое: каждое усиление баса в середине и нижней середине нужно компенсировать в гитаре. Добавили пару децибел в районе 400 Гц — уберите столько же у гитары.
Яркость
Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.
Автоматически срабатывающий фильтр
В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.
Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.
На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.
Активация сайдчейна бочкой
В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.
Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.
Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.
В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.
Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
Из-за низкого качества инструмента, неправильных настроек или особенностей игры басу может не хватать сустейна. Исправить проблемы с сустейном эквалайзером не получится: эквализация изменит тембр и характер баса, скажется на общем саунде микса, но проблему не решит.
Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.
Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.
Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.
Укрощение случайных особо низких звуков
Как и в случае с электрогитарой, некоторые звуки баса могут «выпригивать» из микса и звучать более низко в сравнении с другими нотами. Причин тому много: особенности техники басиста, самого инструмента, усилителя и другого оборудования, использовавшегося при записи. Исправить такое поведение баса можно выборочной эквализацией.
Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.
Устранение мутности
В аранжировках с одновременно играющими басом и бочкой довольно сложно подружить эти инструменты. Кто-то из них обязательно потеряется на фоне товарища, из-за чего плотный и крепкий низ микса будет разрушен. Исправить это можно техникой компенсации «Carving Space».
Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.
Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.
На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.
Быстрая параллельная обработка
Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.
На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.
Меня всегда бесила собственная «тугоухость». С одной стороны, я очень люблю музыку и качественный звук. С другой стороны, я могу целый день слушать свою систему, понимая что с ней что-то сильно не так… а что именно не так – сказать не могу!
Недавно я сильно поменял систему в девятке (изменил акустическое оформление СЧ и добавил усилитель, заменил все провода) – и звук меня не радовал первую неделю. Понимаю, что звучит не правильно, а что сделать, чтобы зазвучало – не понимаю! В итоге пришлось очень сильно менять частоты и порядки срезов, и пока не удалось обойтись без эквалайзера. Сейчас я более или менее звуком доволен, и кайфануть удается:)
Я нашел адекватную настройку или просто привык к особенностям этой системы? А фиг его знает…
Так вот, очень интересная мысль: уши и голову нужно тренировать! Мы же не можем впервые в жизни сесть на велик и сразу поехать? Думаю, и тут такая же ситуация. Даже если всю жизнь слушаешь музыку и имеешь музыкальный слух. Определять особенности звучания акустики, четко указывать на недостатки системы и определять способы улучшения звучания – это совсем другое. Уверен, что этот навык поддается тренировке!
Нужно слушать разные системы на одном и том же материале, и сравнивать их звучание.
Это практика.
Кроме практики неплохо было бы подтянуть и теорию) Товарищ DenisChas скинул мне статью про эквалайзеры. Статья видимо, была написано звукорежиссерами для звукорежиссеров, но там есть очень интересный текст, который я здесь процитирую. И изначально текст о том, как эквализировать инструменты при сведении трека.
Этот материал (возможно) поможет нам определить проблемный частотный участок АС по простым и понятным категориям. Да и просто для общего развития интересно почитать:)
Частоты и звуки
Каким именно образом влияет частотная характеристика звукового сигнала на его восприятие? Почему одни частоты делают звук чище, а другие его "пачкают"? Почему вокал иногда звучит так неразборчиво?
Вокал
Грубо говоря, частотный спектр человеческого голоса можно условно разделить на три диапазона, согласно входящим в них звукам — взрывным, гласным и шипящим. Взрывные звуки лежат в диапазоне от 125 Гц до 250 Гц и "отвечают" за разборчивость речи, так как именно они позволяют нам определить, кто именно говорит. На долю гласных, которые лежат в диапазоне от 350 Гц до 2000 Гц, приходится максимальное количество голосовой энергии. Шипящие в диапазоне от 1500 Гц до 4000 Гц несут сравнительно мало энергии, однако от них зависит четкость и разборчивость речи.
Частотный диапазон от 63 Гц до 500 Гц содержит около 60% всей энергии голоса, однако на его долю приходится лишь 5% информационного наполнения речи. Диапазон от 500 Гц до 1 кГц содержит около 35% информации, а остальные 60% информационного наполнения приходятся на долю "шипящего" диапазона от 1 кГц до 8 кГц, который несет лишь 5% энергии.
Уменьшая уровень сигнала в области низких частот и "поднимая" диапазон 1.5 кГц, мы можем повысить субъективно воспринимаемую четкость и разборчивость речи или вокала. Подъем частотной характеристики в области 100.250 Гц делает вокал гулким и "грудным". Вырезание участка 150.500 Гц приводит к тому, что голос начинает звучать "как в трубе", открыто и пусто. "Провалы" отдельных участков АЧХ в диапазоне 500.1000 Гц делают голос жестче, а подъемы в области 1 кГц и 3 кГц придают вокалу металлический "носовой" оттенок. Вырезание участков в диапазоне 2.5 кГц делает голос вялым, безжизненным и неразборчивым, а усиление частот 4.10 кГц приводит к появлению яркости и "искристости".
Обработка вокала эквалайзером
80 . 125 Гц Ощущение мощности в вокале некоторых выдающихся басовых исполнителей.
160 . 250 Гц Взрывные звуки голоса.
315 . 500 Гц Отвечает за субъективно воспринимаемое "качество" вокала.
630 Гц . 1 кГц Отвечает за естественность звучания голоса. Слишком большой подъем АЧХ в области 315 Гц . 1 кГц приводит к неестественному "телефонному" звучанию.
1.25 . 4 кГц Диапазон акцентирования вокала. Важен для разборчивости голоса. Слишком большой подъем в области 2.4 кГц может пивести к маскированию таких звуков, как "М", "Б", "В". Слишком большой подъем в области 1.4 кГц обычно вызывает у аудитории ощущение слуховой усталости. Проще всего подчеркнуть голос, подняв в нем участок в области 3 кГц и вырезав этот же участок в звуке остальных инструментов.
5 . 8 кГц Диапазон акцентирования. Весь интервал от 1.25 до 8 кГц отвечает за четкость и разборчивость вокала.
5 . 16 кГц Слишком большой подъем АЧХ в этой области может привести к неприятному "песочному" звучанию.
Четкость и разборчивость звука большинства музыкальных инструментов определяются составом их гармоник. Человеческое ухо обладает способностью самостоятельно "подставлять" в звук плохо слышимые основные частоты при условии, что для этого в воспринимаемом сигнале есть достаточное количество их гармоник. Характерный пример — ударные инструменты, звук которых можно с легкостью очистить и "поднять" над миксом за счет простого снижения уровня низкочастотных составляющих.
В таблице ниже приведены характеристики основных (с точки зрения человеческого уха) областей звукового диапазона.
31 . 50 Гц Эти частоты придают музыке ощущение мощности и силы. При излишнем подчеркивании могут сделать звук неразборчивым и "скучным", а также в ряде случаев могут маскировать высокочастотные гармонические составляющие сигнала.
80 . 125 Гц Подъем АЧХ в этой области обычно приводит к нежелательному "гудению" звука.
160 . 250 Гц Это — наиболее сложный участок звукового диапазона. С ним связано значительное количество проблем и неясностей. С одной стороны, слишком много звука в этой области сделает ваш микс скучным, а с другой — вырезание этих частот отнимет у звука теплоту и мягкость. Кроме того, именно здесь находятся основные составляющие звука басовых инструментов — бас-гитары и ударных.
300 . 500 Гц Основные (фундаментальные) частоты струнных и перкуссии.
400 Гц . 1 кГц Основные частоты и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Эта область наиболее важна с точки зрения "естественности" звучания композиции. "Голос" практически любого инструмента лежит в области средних частот. Следите за тем, чтобы не переусердствовать с подъемом АЧХ в этой области, так как при этом звук может стать неестественным.
800 Гц . 4 кГц Этот диапазон хорош для акцентирования и придания теплоты звучанию отдельных инструментов. Слишком большое количество звука в этой области может легко вызвать у слушателей акустическое утомление, а избыточный подъем АЧХ в области 1 или 2 кГц скорее всего приведет к неестественно тонкому звучанию инструментов.
4 кГц . 10 кГц Область акцентирования перкуссии, "железа" и малого ("рабочего") барабана. Регулированием АЧХ в области 5 кГц можно добиться "приближения/удаления" и "размытия/концентрирования" звукового сигнала.
8 кГц . 20 кГц Эта область во многом ответственна за субъективно воспринимаемое "качество" звучания фонограммы. Правильная настройка АЧХ в этой области должна придавать композиции ощущение глубины и пространства. Слишком много звука в области высоких частот делает звучание неестественно тонким и "песочным".
Ниже описан еще ряд характерных частот, управляющих звучанием тех или иных музыкальных инструментов. Во многих случаях — например, при озвучивании живого концертного выступления — имеет смысл заранее настроить канальные параметрические эквалайзеры пульта на эти частоты, чтобы сэкономить время при настройке звука. Помните — это не готовые решения ваших проблем, это лишь начальные позиции для ваших собственных экспериментов.
Басовый барабан ("бочка")
Помимо традиционного вырезания участка 200.400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов — например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц — это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более "музыкальный" сигнал). Характерный для бочки "щелчок" лежит в диапазоне 5.7 кГц.
Малый ("рабочий") барабан
Звучание малого барабана, с одной стороны, обычно достаточно характерно и отчетливо выделяется среди остальных инструментов. С другой стороны, его легко "замазать" и испортить слишком большим количеством низких частот. Вообще говоря, звуки ниже 150 Гц практически непригодны в любой современной ситуации звукозаписи, и в канал малого барабана можно рекомендовать включение фильтра ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Благодаря резкому и отчетливому звучанию малого барабана необходимая частотная коррекция может свестись к вырезанию нескольких участков спектра. Обычно для этой цели используют частоты 400, 800 и 1300 Гц (или одну-две из них). Если малый звучит слишком уж "прозрачно", есть смысл немного прибрать частоту в районе 5 кГц и поднять участок около 10 кГц, чтобы сделать его поярче.
В звуке хай-хета очень мало низкочастотных составляющих, поэтому можно смело включать в его канале фильтр ВЧ с частотой среза около 200 Гц — это поможет избавиться от "грязи", проникающей в микрофон в ходе записи. Наиболее важная составляющая звука хай-хета — это средние частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, причем наиболее характерным является участок в районе 600.800 Гц. Для того, чтобы сделать звучание хета более ярким, можно использовать полосовой фильтр с частотой около 12.5 кГц.
Наиболее характерный для большинства альтов и томов диапазон — это 300.800 Гц. Как и у малого барабана, в звуке томов нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать фильтром ВЧ (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта). Слишком большое количество "низов" в звуке томов будет маскировать их гармонические составляющие и естественные обертоны. Стремитесь не к мощному, а к "красивому" звучанию.
Не будет преувеличением сказать, что оверхеды (микрофоны, размещаемые над ударной установкой при записи) — одни из наиболее важных (с точки зрения звука ударных) микрофонов, так как именно они определяют общий характер звучания барабанов и придают ему объем и пространство. В звуке этих микрофонов принято вырезать участки в диапазоне около 400 Гц, а также использовать фильтр ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Еще раз — эти микрофоны служат не для наполнения звука энергией, а для придания ему окраски. Вырезайте все, что может маскировать гармонические составляющие звуков барабанов и делать их звучание скучным. Попробуйте прибрать участок в районе 800 Гц и подчеркнуть полосовым фильтром диапазон выше 12.5 кГц.
Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к "замазыванию" баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме — "бугор" в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.
Авторы: © Девин Дево, Аарон Трумм